Rambler's Top100
«ТИБЕТ 2006» - экспедиция дружбы.О ТибетеКомандаАвтомобилиМаршрут экспедицииХроника экспедицииНаши спонсоры

Особенности и рекомендации при путешествии на автомобиле в КНР.


   
Общие замечания.
Профессионализму дипломированных специалистов в КНР стоит доверять - это касается врачей, преподавателей, специалистов сервиса. Высокооплачиваемых рабочих мест в Китае недостаточно, поэтому рабочие места, в условиях большого количества рабочей силы, получают только самые достойные. Умению же трудиться (и терпеливо получать знания в том числе) населению Китая можно только позавидовать.

Стоимость бытового сервиса (питание, услуги населению – такси, парикмахерские) не идёт ни в какое сравнение с ценами как в Европе, так и в России.
Прежде всего, выучите или запишите самые необходимые вам иероглифы: туалет (мужской и женский), вид топлива вашей машины (полезно написать фломастером прямо на борту и заклеить прозрачным скотчем). Запомните также общие фразы для приветствия и благодарности:
Ни хао – здравствуйте
Ни хао ма – как дела
Се се – спасибо
Цинь – пожалуйста
Цзяй цинь – до свидания
Боу яо – не надо
Мэйвэньти – нет проблем
Биньгуань – гостиница
Фаньгуань – ресторан
Шичан – рынок
Во мэй цянь – денег нет
Цзяоцзы - пельмени

Что надо сделать заранее, попросив об этом принимающую сторону:
- заказать деньги КНР (единственное место, где царят «спекулянты от обмена» – это приграничная территория)
- заказать телефонные сим-карты китайского оператора и карты IT-телефонии, существенно снижающие стоимость международных разговоров
- заказать карты автомобильных дорог на китайском языке
- составить ориентировочный график заправок

- в начало -
 

   
Полиция и ПДД.
Россиянину или жителю Казахстана, впервые попавшему на дороги в КНР, в первое время приходится непонятно от чего испытывать «тревогу», так влияет на них цвет номерных знаков окружающих автомашин – синие с белыми буквами, которые идентичны цветовой гамме наших милицейских автомобилей.

Однако не стоит бояться даже настоящих полицейских, в КНР наказывают только за существенное нарушение правил и достаточно лояльно относятся к мелким нарушениям. В частности за два года поездок экспедиций по Поднебесной, не получено ни одной штрафной санкции. Даже в случае аварии (а незначительные аварии были в экспедициях в 2004 и 2005 году), полицейские выполняли функции «третейского суда», определяя первоначального виновника и удовольствовались тем фактом, что у сторон к друг к другу не оставалось претензий. Кроме этого полиция (не только дорожная) не заинтересована в том, чтобы на вверенном ей участке были какие-то проишествия, тем более с иностранными гостями. Поэтому в КНР сделают всё возможное (как в прочем и в Европе), чтобы вы побыстрее покинули их «зону ответственности».

Что касается самих ПДД, у меня сложилось мнение, что пока в Китае ПДД – это чистое поле, по которому участники движения протаптывают дорожки. В будущем, по ним будет составлены удобные для большинства, учитывающие статистику ДТП правила движения, безусловно, соответствующие международной Конвенции о дорожном движении. Тогда и затянут гайки. А сегодня для иностранных автотуристов – временные китайские водительские удостоверения, временные номерные знаки и техталоны на ТС. Сегодня – обязательные гиды или машины сопровождения. И так будет, по крайней мере, до 2008 года, пока не пройдёт Олимпиада. То будет потом – поживём, увидим. Нас, например, гиды не очень напрягали, скорее помогали разобраться с дорогами, получить скидки в гостиницах и в кафе, да и рассказы о том, что проезжаем многого стоят.
   
Телефон полиции – 110
Телефон скорой помощи – 120
Телефон русского посольства в Пекине – (8610) 6532-2051/138

- в начало -
 

   
Дороги.
Общее замечания. «Врожденной» культуры дорожного движения у водителей в КНР нет, да и не может и быть. До конца 70-х годов КНР практически не имела парка автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании, а немногочисленный государственный транспорт мирно сосуществовал с гужевыми повозками, велосипедами, трёхколёсными мини грузовичками и тракторами разной величины. Однако большим достижением можно считать тот факт, что задолго до развития бума строительства автозаводов в Китае были построены хорошего качества дороги, которые на Востоке страны развились в обширную сеть автобанов и городских дорог с многоуровневыми развязками, а на остальной части строятся в завидном темпе.

В качестве «атавизмов» прошлого у водителей осталось стойкое нежелание пользоваться зеркалами заднего вида, совершение непредсказуемых манёвров на дорогах и характерное использование светотехники в тёмное время суток. Трафик движения по платным автобанам вдали от городов невелик, поэтому неудобство движения по ним вы будете испытывать только при движении в тёмное время суток – ослепление встречными машинами гарантируется всегда. Вообще ночных водителей в Китае можно разделить на три основных категории:
   
- переключающих свет заблаговременно, но включающие дальний свет непосредственно перед вами;
-не переключающие дальний на ближний вовсе;
- постоянно моргающий режим «длижний-дальний».
В качестве разновидностей этих основных категорий можно отнести фары, в которых ближний не отличается от дальнего (подобная продукция есть и в наших магазинах).
   
Всё это связано с историческими особенностями транспорта в КНР. Обилием различного транспорта вовсе без освещения (включая и катафоты): моторных повозок, велосипедов, гужевых повозок, трехколёсных машин, тракторов и т.д. Вам самим необходимо будет привыкнуть к таким особенностям и взять на вооружение первую категорию водителей – это позволит на небольших дорогах избежать попадания в мёртвые неосвещённые зоны негабаритных повозок.

Кроме пользования внешними световыми приборами существует также особенность пользования зеркалами дальнего вида. Поэтому вне города вы должны всегда знать, что вас не видят. Для того, чтобы вас увидели надо подать звуковой сигнал, поморгать фарами и главное убедиться, что вас заметили.

Для вышеописанных случаев для движения по дорогам КНР лучше укомплектовать машину хорошим дальним светом и сиреной. Не лишним будет, если на первой и последней машине в колонне будут установлены жёлтые проблесковые маяки.

Интересное замечание по пользованию аварийной сигнализацией. Движение машины с включенной аварийной сигнализацией в КНР считается требованием приоритета, включил «аварийку» и ты уже начальник на дороге. Многочислен и парк машин оборудованных проблесковыми маяками.

Дороги в КНР по плотности дорожного сети можно разделить на Восточный, Западный и Северо-Западный Китай. На Западе (СУАР, ТАР, Цинхай, Западная Сычуань) дорог относительно мало, качеством они пока сильно различаются, есть даже районы, где дорожная сеть носит номинальный характер. Подобное же положение и на Северо-Западе Китая (Уйгурия и Ганьсу), где дорог также относительно мало, но зато практически все они неплохого качества и продолжают реконструироваться. На Востоке дорожная сеть развита очень хорошо, есть большое количество скоростных автобанов, развита сеть хорошего дорожного сообщения локального характера. В Тибетский Автономный Регион можно попасть несколькими путями.

Первый путь – Синьцзянь-тибетское шоссе: из Кашгара (Каши) по дороге № 314, потом в Яченге (Каргалыке) необходимо свернуть на юг на дорогу № 219 (заканчивается в Шигадзе и переходит в № 318). Этот путь вынужденно прошла экспедиция «Алтай-Гималаи», больше видимо по нему не поедет никто (за исключением автостопщиков и диких туристов) – слишком резкий набор высоты, слишком большой риск поймать горную болезнь и вернуться «в начале пути», при этом «заходе» вы как бы берёте обязательство проехать в Лхасу вдоль Гималайских гор. График по высоте автодороги можно увидеть на сайте www.offroad.ru

Второй путь – северный. От Дуньхуаня (шоссе № 215) через Голмуд, далее по шоссе № 109 в Лхасу. Потом у вас есть выбор, ехать ли по окрестностям (включая Шигадзе, Сакья, озеро Ямброк и т.д.), доехать ли до Кайласа и вернуться, или же выехать в выше указанном направлении на Кашгар.

Третий путь – восточный. В Лхасу можно попасть со стороны Чэнду (дорога № 318) – это собственно говоря первая построеная автодорога в Тибет, сегодня она уже устарела и носит относительно новых магистралей КНР «головокружительный характер и экстремальное покрытие». Подобна же дорога от Чэнду и № 317, только выходит она не в Лхасу, а в Нагчу, а далее следовать по № 109.

Четвёртый путь ведёт от Непала – это так называемая «Дорога дружбы». Проехав по этой дороги от Латзе до Тингри я составил своё представление о дружбе народов, видимо надо «чаще встречаться».

При движении по дорогам КНР надо прежде всего иметь ввиду, что на указателях километража отражается расстояние от начала трассы – это отличие, принятого в России порядка учета километровых столбиков. Причём в некоторых случаях в Китае есть и отметки расстояний по 100 м.

Во-вторых, надо иметь ввиду, что только в Восточной Китае имеются указатели продублированы на латинском языке, да в на некоторых автобанах на Западе, в остальных же регионах язык указателей – китайский. В качестве исключения может выступать Синьцзян-Уйгурский автономный регион (СУАР), где указатели дублируются ещё и на арабском (уйгурском?) языке.
   
Классифицировать автомобильные дороги в КНР можно на три типа:
- Автобаны (Gao-Su-Gong-Lu или Гао-су-гун-лу)
- федеральные трассы
- прочие дороги ( Gonglu или Гун-Лу)
   
Автобаны – это шикарные трассы, количество полос которых доходит до 8-ми в одну стороны. В большинстве случаев эти дороги платные и имеют терминалы для оплаты за проезд, которые называются «Tullgate». Стоимость проезда по автобану зависит от длины участка, который определяется съездами с магистрали, и колеблется от 5 до 20 юаней, кроме этого, стоимость проезда зависит от вида и размеров транспортного средства. При предполагаемом проезде по автобанам рекомендуется иметь мелкие деньги.

По правилам движения в КНР по автобанам запрещено движение гужевых повозок, мотоциклов, автотракторной и иной техники, которая не отвечает правилам безопасности на скоростных трассах (максимальная скорость, оснащение габаритными огнями и т.д.) Количество автобанов увеличивается с каждым годом, однако при этом сохраняются «параллельные» старые дороги, за проезд по которым плата не берётся.

За время проезда в течение двух последних лет экспедиций в Тибет на автобанах не наблюдалось какого-либо присутствия установок контролирующих скоростной режим, кроме случайных встречных или попутных полицейских машин (по видимому организовано обычное патрулирование). Не смотря на то, что знаки ограничения скорости присутствуют, многие легковые автомобили «прохватывают» со скоростью под 160-200 км/ч.

Автобаны организованы «по последнему крику» инженерного искусства, включая разметку для определения безопасной дистанции, разгонных полос, ограждений и аварийных телефонов.

Находясь на автобанах в КНР, надо быть максимально внимательным, если вам необходимо его покинуть. Количество съездов очень ограничено, зачастую после съезда сразу присутствует новый пункт оплаты за дорогу, после которого гарантировано не будет «отворотки» до следующего «тулгейта».

Населённые пункты автобаны или обходят или проходят над ними, в этом случае устраиваются немногочисленные съезды, кроме этого, в городских условиях автобаны бесплатны. Везде ли так, пока не было возможности проверить.

Федеральные трассы имеют свои номера. Всего их 70 (цифру надо проверить): 101-112, 201-228, 301-330. Качество федеральных дорог может быть различным: от шестиполосных с разделительной полосой, до грунтовок с бродами. Дороги 101-111 берут начало в Пекине, а №112 является большой объездной дорогой Пекина.

На федеральных трассах не исключены пробки, в основном они вызваны авариями или движущимися негабаритными автомобилями, коих в КНР великое множество. Мы, например, один раз застряли в пробке на узком участке реконструируемого объезда Лхасы по причине того, что одному чиновнику (видимо крупному) приспичило, машина остановилась на полосе, а встречное движение было интенсивным. Кстати, несмотря на внешне безобразное и беспорядочное поведение машин на дорогах, количество аварий на удивление невелико, правда стоит отметить, что в экспедиции 2004 года мы видели на протяжении 9500 км три очень тяжёлых дорожных проишествия. Причиной аварий в большинстве случаев являются перегруз, негабаритный груз и ослепление.

Федеральные трассы, чаще всего, не имеют объездных участков и проходят через города, при этом транзитное движение по ним, в пределах города, затруднено. В некоторых случаях федеральные трассы доводят вас до города, потом улицы города (логически могут быть не связаны с федералкой), на выезде – снова федеральная трасса. Объездные дороги в большинстве городов есть, даже если пока нет автобанов. Прочие дороги. Мелкая дорожная сеть обильно покрывает всю территорию КНР, ориентироваться в ней сложно, указателей практически нет, а которые есть, ориентированы не на приезжих. На обратном пути в мы изрядно удлинили свой путь, перепутав на развилке дороги и приняв дорогу местного значения за федеральную трассу. Только прибор спутниковой навигации дал нам возможность понять, что мы двигаемся в правильном, но неверном направлении….

Исходя из вышеизложенного, при «самостоятельной» поездке в КНР совершенно необходимо иметь две карты – одну на английском (или русском) языке, а вторую на китайском. Это необходимо для правильной идентификации маршрута движения на ходу, а также для расспросов местных жителей (лучше на АЗС).

Особое внимание стоит уделять на участках горных дорог, изобилуищими крутыми перевалами, длинными затяжными подъёмами и спусками. На Тибетском плато такие дороги имеют грунтовое покрытие, часто имеют промоины и редко имеют возможность разъезда двух машин. В таких случаях устраиваются карманы, и следует помнить, что преимущество имеет машина идущая на подъём. На подъёмах (и спусках) надо внимательно смотреть на дорогу, чтобы не пропустить оставленные ремонтирующимися машинами камни, которые используются в качестве противооткатных башмаков, а потом не убирающимися с дороги (подобное встречается в России на Алтае). Если учесть, что большинство грунтовых горных дорог не имеет ограждения, а боковые откосы имеют мягкое и сыпучее основание, то поводов проходить эти дороги на большой скорости не останется вовсе.

Городское движение. В городах существует некое «броуновское движение», из-за большого количества автотранспорта, велотранспорта и пешеходов, которые чаще всего руковоствуются своим внутренними правилами, и наровят проскочить у вас под бампером. К этому легко привыкнуть и играть в их правила. Однако не стоит забывать, что такси в КНР очень дешево, поэтому выгоднее и безопаснее передвигаться на такси, чем на своей машине. В отличие от такси велорикши относятся к дорогостоящему средству передвижения, испытать ощущения полезно, но быстрее и удобнее всё-таки на такси.

В большинстве городов КНР ориентироваться достаточно легко, так как улицы в городах из-за любви китайских жителей к строгому ориентированию (всё-таки они изобрели компас) имеют ориентацию С-Ю и З-В.

- в начало -
 

   
Топливо.
Стоимость топлива в КНР соизмерима со стоимостью топлива в России. Дизельное стоит порядка 3.5 Юаней за литр, в районе Тибета местности незначительно дороже.

На участках с хорошим дорожным покрытием развита обширная сеть АЗС, точнее даже больших АЗК (автозаправочных комплексов) со всей сопутствующей инфраструктурой (кафе, туалеты, продажа дорожной мелочи и т.д.).

Каких-то проблем с качеством топлива не наблюдалось ни у последних экспедиций, не в экспедициях Нив прошлых лет. Мало того, сезонно или в горных и предгорных районах даже летом на АЗС есть колонки с зимним дизельным топливом. В этом случае на колонках стоят цифры, характеризующие температуру замерзания топлива «0», «-10», «-20», «-30». Чем более морозостойкое топливо, тем оно дороже.

В регионах, где нет развитой дорожной сети, а следовательно пока нет и развитой сети дорожного сервиса, заправки производятся в мелких населенных пунктах, где практически всегда можно найти топливо в небольших «загонах» или хижинах, но оно находится в 200 л бочках. Из этих бочек топливо переливается в мерные 30 л бочки, а потом в бак (или через воронку, или самотёком шлангом). Удобнее, если для путешествия в отдалённые районы (к которым относится и ТАР) вы заранее приготовите ручной или электрический перекачивающий насос для топлива, желательно оборудованный счётчиком.

Даже если на вашем пути не окажется н.п., всегда сохраняется возможность найти топливо в многочисленных в/ч и гарнизонах. Имейте в виду, что основным видом топлива для легкового и грузового транспорта в КНР является бензин, дизельное топливо применяется только для машин грузоподъёмностью более 5 т последних лет выпуска. В 2005году по ТАР двигалось две группы по 4 автомашины с дизельными двигателями, так вот второй группе зачастую запаса дизельного топлива в «караван-сараях» не хватало.

На больших стационарных АЗС деньги получает человек, заправляющий вас, и после того как зальёт требуемое количество. Здесь не требуется переводчик, необходимо с помощью знаков объяснить, сколько и какого топлива вам надо заправить, а сумма будет вам показана на заправочной колонке.

- в начало -
 

   
Пересечение границы.
Не оставляйте без присмотра автомобили не только в зоне таможенного и пограничного контроля, но и в ближайших к границе территориях. Случаев провокаций официально не было зафиксировано, однако не стоит искушать судьбу в регионах, где распространены наркосодержащие растения, и оставлять машины с открытыми окнами или дверями без присмотра. Это замечание касается границ всех азиатских государств. Дорогие машины сами по себе многое говорят о своих хозяевах, поэтому не стоит лишний раз давать повод для проявления «низменных инстинктов» у доброжелателей.

Будьте терпимее к просьбам таможенников и пограничников показать содержимое багажа, старайтесь, чтобы при досмотре ваших свидетелей (стоящих в стороне и не мешающих досмотру) было количественно больше, чем людей проводящих проверку. При пересечении границы в районе Хоргоса находится современные таможенные терминалы, как со стороны Казахстана, так и со стороны Китая. Проверку груза со стороны Казахстана проводят выборочно, для поиска нарковеществ применяются специально обученные собаки. Со стороны КНР проверка проводится следующим порядком. Вещи из салона и багажника проходят через контроль ручной клади, а вещи на верхнем багажнике и сама машина подвергаются досмотру на специальных рентгеновских установках, на которых проверяют фуры «дальнобоев».

На казахско-китайской границе вы всегда найдёте русско-говорящих людей – это водители перегружающие товар с китайских машин на казахские и мелкие коммерсанты, совершающие челночные рейсы в Урумчи.

Необходимо помнить, что в Азии пограничники и таможенники (собственно к остальным чиновникам это также относится) формалистами и не стоит испытывать судьбу шутками и прибаутками, они конечно разряжают обстановку, но значительно увеличивают время прохождения паспортного контроля и досмотра.

Не лишним будет повторить истину, что в погранзонах запрещена фото и видеосъёмка.

- в начало -
 

   
Безопасность.
Многочисленные прогулки, в том числе и ночные, по старым кварталам китайских городов, посещение подозрительных заведений и рынков, позволяют сделать вывод, что нахождение иностранцев в Китае безопасно. Безусловно, в стране есть преступность, в том числе и организованная, но она не направлена на чужаков, которые пока ещё находятся под большим контролем государственных силовых структур. Поэтому все приключения на своё мягкое место вы сможете найти только сами, спровоцировав его своим поведением.

- в начало -
 

   
Питание.
В КНР существует культ еды. Это касается как самого «священного времени» обеда (12.00-14.00), так и продолжительности последнего. Практически везде пища приготавливается при вас, поэтому обед затягивается на полтора-два часа времени. Это самое ценное время для путешественника, дневное. Если изначально не учитывать этого фактора, то график движения сдвигается в вечернее время, хуже того в тёмное время суток, а этого в продолжительных поездках стоит избегать. Во-первых, многое проходит в темноте «мимо вас», во-вторых, накапливается главный враг – усталость.

Стоимость питания низкая, а качество пищи в основном не зависит от качества пункта питания. От ресторанов забегаловки отличаются меньшим ассортиментом и худшими санитарными условиями.

В КНР не принято пить чёрный чай и кофе. Эти напитки можно приобрести только в больших супермаркетах, поэтому лучше, если любимые сорта вы припасёте дома заранее. Это же касается натуральных соков, даже в больших городах найти настоящий сок – это проблема, усугублённая вашим незнанием языка.

В КНР никогда и нигде нет проблем с кипятком, в любом месте вы сможете попросить заполнить термос. Также нет проблем и с чесноком, как бы вы к нему не относились – он является самой эффективной мерой против антисанитарии.

Даже если ваш желудок переваривает гвозди, надо быть готовым, что первую неделю вы будете испытывать проблемы со своим желудком, в основном в этом повинна вода. Дежурная упаковка «фистала» в кармане поможет вам быстрее пройти период аклиматизации. В больших городах существуют рынки, в которых есть «обжорные ряды», где представлена практически кухня всех регионов КНР, при этом вы сами можете выбирать на разных прилавках, а сидеть за столом на одном месте. Это одно из немногих мест, где можно заранее увидеть, что вы будете есть. Цены ниже, чем в мелких придорожных кафе. Побывав на таких «обжорках» в Урумчи, Даньхулитане и Лхасе (самый большой из перечисленных) осталось самое приятное воспоминание.

В КНР представлены практически все виды географии местности, с ними связана и кухня. Зная особенности местности, можно, во-первых, «подготовить» организм к типу пищи, во-вторых, заказывая пищу характерную для данной местности, можно существенно сэкономить, местное всегда дешевле.

У нас в Китае родилась поговорка: «Хорошо, когда в городе есть китайский ресторан, плохо, когда в городе все рестораны китайские». Так иногда хочется борща…

- в начало -
 

   
Движение колонной в Китае.
В первые два-три дня постарайтесь привыкнуть к манере вождения друг-друга и найти «договорную» скорость движения в колонне. Не будет ничего страшного, если даже все машины будут двигаться в произвольном режиме, для этого стоит только на утренних брифингах определить «реперные точки» встреч или связи, точки возврата (если заблудились) и точки поиска (если потерялись). В случае движения группы по одной машине, во всех машинах должна находится идентичная информация по маршруту, чтобы исключить разночтения различных карт или понимания дорожной информации.

Поняв комфортную скорость друг-друга, вы сможете избежать навязываемой вам скорости движения машины сопровождения – это в основном Тойоты с мощными 4.5 л бензиновыми двигателями.

При движении в конвое включите аварийную сигнализацию и ближний свет. В условиях горных серпантинов, где затруднена видимость, не помогайте обгонять при помощи раций, вы не всегда адекватно сможете судить о динамических возможностях машины следующей за вами и за реакцией водителя, в условиях высокогорья всё иначе, чем на равнине.

Останавливайтесь через 150-200 км и отдохните 20-30 минут, разминка не помешает.

- в начало -
 

   
Связь.
На территории КНР хорошо развита сеть сотовой связи. Наряду с традиционным стандартом для Азии CDMA, «светится» и европейский стандарт GSM, постарайтесь при этом иметь телефон, обеспечивающий работу на частотах 900 и 1800, купите сим-карту китайского оператора и карту IT-телефонии. В этом случае связь для вас не будет затратной.

До недавнего времени интернет в КНР находился в состоянии «неофициальной открытости», поэтому до сих пор во множестве населённых пунктов найти точки доступа посторонний человек может с трудом, хотя эти сеть точек доступа развита лучше, чем в России и чаще всего имеют вид больших интернет-кафе, где над сотней компьютеров склонились сотни же играющих в интерент-игры. Стоимость работы в интернет минимальная и в вашем бюджете не оставит какой-либо заметной бреши. Стоит только отметить, что только в половине случаев вы сможете найти «русско-латинские» раскладки клавиатур.

Старайтесь не пользоваться телефонами (особенно для международных разговоров) в гостиницах и кафе. Стоимость услуг непомерно поднята, впрочем, это замечание касается и Европы также.

Для международных разговоров с Россией набирайте код 007, почему-то порядок работы +7 не подходит, в дальнейшем выясним причины. Покрытие территории спутниковой связью имеет свои особенности. Система Глобалстар, например, покрывает практически всю территорию КНР, но для переключения на базовую станцию КНР (станцию сопряжения) необходимы специальные согласования между операторами России и КНР. Система Турайя официально на территории КНР не действует, но так как в ней не используются базовые станции, а район СУРа и ТАРа оказался практически полностью «охваченным» этим видом связи где-то до Шигадзе, что удалось установить в результате экспедиции в Тибет путешественников из Алматы «Тибет- 2005» и многочисленными группами горных и водных туристов.

- в начало -
 

   
Деньги.
В КНР стабильный курс местной валюты, иностранная валюта практически нигде не принимается.

В городах (особенно некрупных) не стоит надеяться на многочисленные обменные пункты по образу и подобию российских. Обмен денег возможен только в банках. Чаще всего это Бэнк оф Чайна. Карточки в банкоматах принимаются повсеместно, но это, если вклад в юанях, при вкладе в у.е. возможны проблемы, которые решаются опять же в центральных банках. Это надо знать и не попадать на обмен денег в выходные дни, когда банки могут быть закрыты.

В случае передвижения с гидом можно попросить его всегда иметь неснижаемый запас денег КНР и обменивать у него. Это удобно и не затратно, так как курс национальной валюты стабилен уже много лет.

- в начало -
 

   
Достопримечательности.
С открытия в 1957 году отреставрированного участка Великой китайской стены близ Пекина, началась эра туристского обустройства достопримечательностей. В последние годы происходит поистине бум туризма в КНР, причём в основном это пока внутренний туризм. Не искушённый в знаниях и не посещающий целенаправленно определённые объекты туристского интереса будет раздосадован, попав в очередное разрекламированное место – всё чистенько, кукольно и … не представляющее для нас интерес. Ну, разве только в качестве отметки «я там был». Мы не понимаем многих взаимосвязей в истории Китая, мы не понимаем, что для большинства жителей страны только недавно открылась возможность смотреть её «вживую», отсюда неподдельный интерес и детская непосредственность.

Перед поездкой в Китай просто необходимо получить начальные знания о регионе посещения, об основных исторических событиях в нём, изучить описания достопримечательностей, чтобы не испытать горечь разочарования.

А вот поучиться делать из незначительной в нашем понимании точки, посещаемое и доходное место, нам ох как надо, вспомните берега наших рек и озёр, родники и памятники старины …

Что касается природы, то страна большая и ладшшафты на все вкусы, от высокогорья, до отметок ниже уровня океана, от тайги до субтропиков, от пустынь до джунглей.

- в начало -
 

   
Медицина.
Китайская медицина существует уже несколько тысячелетий. Практически все современные медицинские учреждения в городах имеют оборудование по последнему слову техники, а аптеки имеют весь необходимый ассортимент современных лекарственных препаратов. Стоит предупредить, что ассортимент рекомендованных лекарственных препаратов в разных странах отличен, поэтому, если вы имеете в своём арсенале «букет» личных заболеваний постарайтесь запастись дома и привычными личными лекарствами, хотя в любом случае вам подберут соответствующую замену.

Стоимость оплаты медицинских услуг, как и остальных услуг, относительно не велика. Например, приём и осмотр у невропатолога стоил порядка 5 у.е., а лечение (операция) простудного воспаления надкостницы вылилось в 23 у.е. Количество стоматологических кабинетов в КНР соизмеримо с количеством парикмахерских и массажных салонов, которые по своему количеству могут составить конкуренцию пабам в Англии.

- в начало -
 

   
Автосервис.
Перед всеми городами находится большое количество различных мастерских, где вам смогут помочь починить колесо или сварить необходимую «железку». Уровень профессионализма в таких мастерских невелик, чаще всего это семейные предприятия, которые обслуживают местные велосипеды и трактора.

В крупных же городах всегда есть фирменные автотехцентры – это современные помещения, с великолепным оборудованием и специалистами. Однако стоимость услуг и запасных частей я бы не назвал низким, скорее порядок цен соизмерим с российскими и выше, чем в Казахстане. Не оригинальные запасные части и внедорожные аксессуары в КНР в магазинах дешевле на 30-50%

- в начало -
 

   
Приятные мелочи.
В городах вечером и ночью жизнь не утихает, работают многочисленные рестораны и кафе, ночные клубы и клубы караоке, есть круглосуточные магазины и киоски.

Парикмахерские, они же чаще всего и массажные кабинеты, они же иногда и дома свиданий. Парикмахерских очень много, стрижка и массаж головы и шейного отдела (для людей проводящих много времени за рулём актуально) обойдётся вам 1.5-3 у.е. в зависимости от класса заведения.

В КНР проституция запрещена законом, однако это профессия настолько древняя и вечная, что не существовать она не может. В многочисленных массажных салонах, салонах красоты и караоке-барах, вы сможете найти развлечение или … приключение. Цены соизмеримы с российскими, зависят от времени, места и вашего самочувствия. В среднем 300-400 юаней, то не надо забывать, что торговля уместна и здесь.
   
Общие рекомендации:
1. Гиды не всегда представляют комфортную скорость для вашего конвоя, постарайтесь ненавязчиво предложить (просто так передвигайтесь) оптимальную для ваших машин скорость движения.
2. Постарайтесь хотя бы примерно определить места принятия пищи. В идеальном варианте в пути это самостоятельные перекусы в стороне от соблазнов и людей. Чай-кофе приготовите сами. Вечерний обед вознаградит ваше воздержание, а ценное дневное время можно потратить более продуктивно, чем набивка чрева.
3. Торгуйтесь и ещё раз торгуйтесь … с гидами (гостиницы, обслуживание и т.д.), в кафе и ресторанах, на экскурсиях и в сувенирных лавках – в Китае просто такая игра.

- в начало -
 

   
Резюме.
Китай разный. Китай отличен от остального мира. Не надо стараться примерить к этому народу шаблон вашего представления о нормах и догмах цивилизованного общества. Это другой мир, живут они по другой философии – это другая цивилизация. Для них другие миры и их проблемы, если они не затрагивают Китай, не существуют, поэтому вы для них не более чем «лоаваи». Печально, но факт – этим иероглифом обозначают как «уважаемого чужестранца», так и «простака или простофилю»…

Не стоит терзаться, сели вы не поймёте сложный внутренний мир этой страны, понять сложно, да и время необходимо для этого много. В Китае говорят, что «будущее находится у нас за спиной», то есть мы всегда двигаемся к будущему, находясь «лицом к прошлому» …. Присмотревшись внимательно, вы поймёте – эта страна не большой муравейник, в котором трудятся на «генетически привитых инстинктах». Нет, это страна, где трудятся и живут во имя государства (империи) под названием «Поднебесная».

- в начало -
 

 
Последние новости
21.06.06 
Видеоотчёт экспедиции
14.05.06 
17:00 Прибытие!
13.05.06 
Они скоро прибудут! Ждём завтра!
12.05.06 
Тридцать четыре дня назад они уехали. ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ!!!
11.05.06 
Тридцать третий день пути

Смотреть ещё Хроника экспедиции >>>




  •  на главную  •     •  карта сайта  •  


Ветер Перемен - организация корпоративных мероприятий, приключения, тимбилдинг.