Rambler's Top100
«ТИБЕТ 2006» - экспедиция дружбы.О ТибетеКомандаАвтомобилиМаршрут экспедицииХроника экспедицииНаши спонсоры

Кратко о религии Бон



История Тибета неразрывно связана с боном и буддизмом. Будучи весьма гибким учением, буддизм, принесённый в Тибет индийскими проповедниками, впитал в себя и слился с добуддийским учением бон, вылившись в учение, именуемое европейскими учёными - ламаизм. Рассмотрим подробнее древнейшую религию бон.

Основание бон связывается с появлением в Тибете проповедника Шенраба в VI веке до н.э.( за тысячу лет до появления учения Будды Шакьямуни в Тибете). Бон, в переводе с тибетского, означает молитва, ритуал. Шенраб пришёл из Ирана, где заимствовал религию персов, известную нам, как традиционный маздаизм.

Официальное представление Шенраба состоялось в виде крещения в священном озере при участии людей и богов в царстве Тазиг. Основной задачей Шенраба стало спасение человечества, которое рождалось в аду и мучилось от «пяти ядов»: гордыни, страха, невежества, гнева и зависти. В несовершенном мире царили духи, добрые и злые, которые иногда помогали людям, но чаще посылали несчастья. Проповедники чёрной веры обещали простым смертным избавление от круговорота бытия и обретение покоя. Со злой силой успешнее других справлялся верховный бог Санпо, наделённый женской ипостасью в виде Матери бытия. Не меньшей силой обладали и другие божества: Белый свет, Царь бытия (Бумкхри), Чистое дитя бытия, Бог, рождённый из центра неба. Все эти боги являются тибетскими копиями иранских богов.

Одной из основных концепций бона является идея, что все народы на Земле верят в одних и тех же богов, хотя и называют их по-разному.

В «Биографии Шенраба» (Зермиг), много раз повторяется одна и та же фраза, « Бон – это бог (Lha), рожденный из центра юндрун (боннская свастика, с лучами против часовой стрелки), бон – это жрец (Gshen), рождённый из центра юндрун, бон – это центр вселенной». Бон соединяет в себе бога и жреца.

Известно, что свастика являлась символом Солнца и Света у всех индоевропейских народов. В древнем Иране её лучи также направлены против часовой стрелки (изображение на золотых монетах), что лишний раз свидетельствует об персидских корнях бона.

Жрецы бон поощряли самосовершенствование, награждали единоверцев за добрые дела, призывали к борьбе за правду и справедливость. Несмотря на все эти светлые стороны, бон был весьма воинственной религией. Того, кто уклонялся от походов, считали отступником. К ним также относились люди, не желавшие работать на собственное благо, то есть пахать, сеять, собирать урожай, создавать большие семьи, преумножая родовое добро. Общение в чёрной вере происходило путём мистерий, в ходе которых происходили гадания, заклинания, вызов болезней или непогоды. Главные церемонии царства бонпо Шанг шунг происходили на царском кладбище, на специально отведённом участке, под сенью деревьев. Пока собравшиеся произносили клятву, жрецы - шены ломали ноги жертвенным животным - баранам, собакам, обезьянам – потрошили их живьём, а потом разрубали их на куски. Затем, верховный шен обращался к богам со словами: «Да истребят духи, подобно этим скотам тех, кто изменится в мыслях, проявит непостоянство или замыслит зло». Жуткие формы мистерий подавляли разум людей, веривших, что мир населён злыми духами, и, спастись от них можно только вмешательством колдунов. Огромная часть тибетцев до сих пор почитают грозного духа Лепчу, считая его сильнее доброго Будды.

Воинственное царство Шанг шунг наводило страх на своих ближайших соседей китайцев и тибетцев. И те и другие отдавали своих принцесс в жёны грозным царям Шанг шунга. Не гнушались шены и человеческих жертв.

Современный учитель дзогчена знаток бона Намкай Норбу, считает, что своё завоевание Тибета бон начал в царстве Шанг шунг (Shang shung), с центром в древнем городе Гугэ. Что касается истории бона, то современный боннский учитель Лобон Тэнзин Намдак делит историю бона на 3 периода:

1. Примитивный бон (сходный с древним шаманизмом). 2. Старый бон (bon rnying ma) – юндрун бон, духовный путь освобождения и просветления, проповеданный Тонпой Шенрабом из царства Тазиг, получивший распространение в Шанг Шунге Центральном Тибете и дошедшим до наших дней. 3. Новый бон или белый бон (bon gsar ma) возник в XV веке и очень сходен с тибетским буддизмом, особенно со школой ньингма. 4. Культурная революция в 60-е годы прошлого столетия, не оставила без внимания и бонские монастыри Тибета. Вместе с буддистами и Далай-ламой Тибет покинули и многие бонцы.

Хочу завершить краткое путешествие по бону словами Намкая Норбу: «Единственный способ спасения тибетской нации – это сохранение её культуры, а чтобы по-настоящему понять ценность культуры любой страны, позволяющей ей выжить, необходимо отыскать её подлинные корни; для Тибета это, несомненно, древняя традиция бон и цивилизация Шанг шунга».

Людмила Москалёва

 
Последние новости
21.06.06 
Видеоотчёт экспедиции
14.05.06 
17:00 Прибытие!
13.05.06 
Они скоро прибудут! Ждём завтра!
12.05.06 
Тридцать четыре дня назад они уехали. ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ!!!
11.05.06 
Тридцать третий день пути

Смотреть ещё Хроника экспедиции >>>




  •  на главную  •     •  карта сайта  •  


Ветер Перемен - организация корпоративных мероприятий, приключения, тимбилдинг.